Архитектура
АВТОР: Юлия Яковлева
20.02.2011
Башня Наполеона
Башня Наполеона

Башня Наполеона

На словах «Я живу в здании наполеоновских времен» ясно, что будет: поток ассоциаций предсказуем и прекрасен. Наполеон – это ампир. Стиль ампир – это белые колонны, желтая штукатурка, портики, неудобные кушетки, подражающие помпейским, гипсовые нимфы на фризе. Если только не учитывать, что во времена Наполеона строили не только жилье. Но также мельницы, склады, фабрики, форты. Особенно форты.

Потому что «наполеоновское время» было временем почти целиком военным. Оборонительные сооружения строили при Наполеоне и против Наполеона в равной степени. Вдоль побережья Англии, обращенного к Франции, – вдоль графств Кент, Саффолк и Сассекс – до сих пор тянется цепь из более сотни мощных башен. Они должны были воспрепятствовать обещанной высадке «корсиканского чудовища». Высадка не состоялась. Отставные башни в разное время служили, как получалось, по хозяйственной части (лишь иногда вспоминая о военном прошлом, когда Европа вступала в очередную войну). Тихо ветшали. Что, впрочем, давалось им нелегко. Башни были построены так, чтобы выдержать атаки любого неприятеля, пусть даже теперь им стало только время. При высоте в 30 футов и 13-футовой толщине стен монстры могли изрыгать ядра в море на милю. Но все эти замечательные свойства не возбуждали энтузиазма ни в ком, кроме местных краеведов. До недавнего времени.

В июне 2000 года башню увидел дизайнер Данкан Джексон (Duncan Jackson), и началась история в десять лет длиной.

Форт  в графстве Саффолк

Форт в графстве Саффолк

Форт  в графстве Саффолк

Форт в графстве Саффолк

Форт  в графстве Саффолк

Форт в графстве Саффолк

То, что дизайнер узнал о башне, отпугнуло бы любого. Здание числилось среди памятников культуры, а на страже их прав в Англии стоят неусыпно – не чета России. Вдобавок эта часть побережья Саффолка была чуть ли не природным заповедником. К тому же в зоне научного интереса археологов. Любой из этих причин было бы достаточно, чтобы забыть об идее навсегда. Вместо этого Джексон пригласил архитектора Стюарта Пирси (Stuart Pearce) (оба работали пару лет вместе в архитектурном бюро Гримшоу и оба знали, как вести дела с детальными комиссиями – будь то налоговики или общество по охране памятников).

Первое, что оба увидели внутри, был подвал, затопленный водой на пять метров, и полуразрушенная крыша.

«Но мы и тогда не отступили, – говорит архитектор, – само здание было прочным, как броненосец».

Форт  в графстве Саффолк

Форт в графстве Саффолк

Форт  в графстве Саффолк

Форт в графстве Саффолк

Форт  в графстве Саффолк

Форт в графстве Саффолк

Самое поразительное, что им удалось примирить с концептом проекта даже пуристов из общества охраны архитектурного наследия.

Главное нововведение, конечно, крыша. Парящая волнистая крыша, приподнятая над уровнем стен, обеспечивает полный круговой вид на Саффолк. Эта круглая гостиная, она же кухня, напоминает палубу лайнера. Круговую структуру башни обыграли изнутри двумя винтовыми лестницами. Вокруг них нашлось место гостиным, спальням, детским – в стенах пришлось прорубить дополнительные окна для дневного света, которым башня не баловала. Но в остальном стены, почищенные и отреставрированные, сохранили свой первозданный вид: мощная кладка числом около миллиона кирпичей. Пожалуй, эти стены придают дому некоторую суровость и аскетичность. Но Джексон уверен: роскошь – а проект оказался нескрываемо дорогим – может выглядеть и так. Как будто и не роскошь вовсе. В конце концов, зачем украшать стены, если изо всех окон открывается сногсшибательный вид?

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться