Архитектура
АВТОР: Евгения Гершкович
30.11.2010
Полугодовой юбилей музея MAXXI
Полугодовой юбилей музея MAXXI

Полугодовой юбилей музея MAXXI

Музей MAXXI в Риме

Музей MAXXI в Риме

30 ноября  исполнится  полгода  работы первого в Италии национального Музея современного искусства,  MAXXI,  Museo dell'Arte del XXI secolo. Власти вечного города, вложившие в строительство музея  150 млн. евро, не сильно заботятся о его  рекламе.  Только пытливый турист, двадцать раз спросив дорогу у местных граждан (причем только один из пяти сообразит, о чем речь), доберется трамваем № 2 в тихий и респектабельный район Фламинио на севере Рима, который,  хоть и считается окраиной, плотной нашпигованностью памятниками архитектуры не уступает  историческому центру.

Стадион «Фламинио»,  Palazzetto dello Sport, построенные Пьером Луиджи Нерви, Auditorim Parco delle Musika Альдо Росси и расположенный неподалеку, хотя и на противоположном берегу Тибра,   стадион «Олимпико», входящий в состав муссалиниевского Foro Italiko 1930 года, ныне домашняя арена футбольных клубов «Лацио» и «Рома».  В мае  2010 года к этому списку прибавилась новая  достопримечательность – постройка первой в истории женщины – лауреата Притцкеровской премии,  Захи Хадид.  Но это сегодня уроженка Багдада, проживающая в Лондоне, – признанная звезда современной архитектуры, а в 1998-м,  году объявления международного конкурса на проект Музея современного искусства,  это  имя   мало кому  что говорило, да и в активе Хадид  числился лишь единственный  реализованный проект – пожарная станция Vitra  в Вайле-на-Рейне.  Стоит отдать должное смелости благородных римлян, выбравших из трехсот участников конкурса и пятнадцати его финалистов, среди  которых были Жан Нувель, Витторио Греготти,  Стивен Холл и Рем Кулхас, пусть с оригинальным и нестандартным  подходом к дизайну, но все же дебютантку – «бумажницу» (кстати, ученицу вышеупомянутого Кулхаса).

Даже ради колыбели европейкой цивилизации деконструктивистка Хадид не была намерена отказываться от своих кривых линий, наклонных полов и окон в потолке, от всего того, за что ее принято хвалить или, наоборот, ругать.  Но и Рим, такое ощущение,  явно затягивал с выполнением данных обязательств, всё прикидывая, решаться ли на эксперимент или оно как-то само рассосется. В итоге стройка затянулась на 11 лет.

 



Музей MAXXI в Риме

Дабы очистить участок под будущий музей от военных казарм Монтелло,  их  снесли, сохранив лишь одну. Ее уличный фасад  без особых архитектурных достоинств, зато отсылающий к XIX веку, отчасти сбивает с толку всякого, кто подходит к MAXXI с виа Гвидо Рени. Едва  ли  ниспровергательница основ могла нарисовать столь заурядный фасад!  Но стоит приблизиться, чтобы убедиться: не обманули старожилы, верную дорогу указали – прямо за казармой, вглубь, вьется форма из стекла и бетона, завершаясь «змеиной» головой с панорамным окном. Растянувшись по горизонтали, постройка Хадид  не доминирует, среды не разрушает, городской ткани не рвет, максимальная высота здания – 22,7 м.

«Космический гигант», Джино де Диминичис

Архитектор позаботилась о превращении площади у музея, вымощенной светлым камнем,  в пешеходную артерию, соединившую улицы Гвидо Рени и Мазаччо. Лежачий скелет гиганта –  работа известного римского концептуалиста Джино де Доминичиса – вполне подходящее украшение территории.  Нарушая привычные понятия  архитектоники,  Хадид вознесла массивные объемы на тонкие алюминиевые колонны. Хотя, кто хорошо знаком с ее творчеством, узнает этот уже неоднократно использованный прием.

  

Интерьеры музея

Эмоциональный градус достигает высшей точки при проникновении в здание    (площадь 21 200 м2). Пространство атриума, устремленное ввысь, усложнено геометрической конструкцией железных лестничных пролетов, местами весьма головокружительных. Потолка нет вовсе – зато есть траншеи из алюминия, сквозь которые льется естественный свет. Традиционная схема «музейного» движения снята с повестки дня, теперь посетитель перемещается по новой схеме переходов  «крест-накрест».  Причем, как и было обещано, пол в некоторых залах наклонный.  В интерьере Хадид использовала свою же   мебель, в холле, скажем,  можно опуститься на ее знаменитый диван Moon system из полиуретана и отдохнуть.

 Интерьеры музея

Что же касается структуры «фабрика творчества», как назвал музей президент MAXXI Foundation Пио Бальди, то главное в ней –  диалог архитектуры и искусства. Поэтому в музее разместился Архитектурный центр с личными архивами Карло Скарпо, Альдо Росси, Пьера Луиджи Нерви и других значительных фигур итальянского зодчества ХХ столетия.

Сейчас в музее выставлены работы Гилберта и Джорджа, Ансельма Кифера, Аниша Капура, Хайма Сейнбаха. Есть наш Илья  Кабаков с инсталляцией «Где ваше место?». Большинство вещей – дар миланского коллекционера Клаудии Джан Феррари. Но это только начало, музею ведь всего полгода.

Недавно  MAXXI и его автор удостоились высшей архитектурной награды Великобритании, Стирлинговской премии, ежегодно вручаемой Королевским институтом британских архитекторов RIBA. Денежная часть премии составляет 20 тысяч фунтов. На сайте www.fondazionemaxxi.it  объявление об этом радостном событии завершают слова: «Thank you Zaha!» Значит,  римляне остались довольны.

Музейный стул

Музейный стул

Нравится материал? Подписывайтесь на нас в Facebook
Присоединиться